О гендерных квотах

В середине 80-х вышел фильм «Парад планет» с неожиданно мистическим для советского времени сюжетом — сорокалетние резервисты, вдруг призванные на сборы, попадают в Город женщин. В городе действительно нет ни одного мужчины. Надо сказать, почему они туда попадают — их артиллерийская батарея была «уничтожена» ракетой противника в самом начале учений, поэтому они освободились на несколько дней, которые провели в прогулках по окрестностям. Маскулинные грезы, что говорить.

Если перенести события фильма в наше время, то артиллеристы очень удивились бы, узнав, что ракету запустила какая-нибудь из прекрасных незнакомок, встреченными ими в Городе. Достаточно посмотреть на общие фотографии европейских министров обороны.

В 2017 году и в России предлагалось увеличить число женщин в законодательных органах власти до 30%, а на политически значимых руководящих постах — до 25%. Тогда эти показатели достигали примерно 14%, а в некоторых регионах даже 15%. На выполнение гендерного плана отводилась пятилетка. Правда, о самом плане сообщили 8 марта, что придало ему несколько декларативный тон.

В ООН же и вовсе стремятся к показателю «50 на 50», тем более, что гендерный вопрос не очень связан с формой власти — больше всего женщин-чиновников и женщин-депутатов в бедной Руанде, известной разве что кровавой гражданской войной. Россия по этому показателю плетется где-то во второй сотне. Сейчас на женщин приходится 16% депутатов Госдумы и почти 18% сенаторов Совета Федерации.

Вопрос о том, что благодаря таким квотам человек может получить должность не за профессиональные достижения и квалификацию, а за какие-либо данные вроде пола, задается не впервые. Однако ответа на него нет.

Хороший ли министр Вооруженных сил Франции Флоранс Парли? Наверно, не плохой — все-таки ядерная держава, сильная и влиятельная в регионе. Другой вопрос, стала бы она министром, не будучи женщиной? А может быть, другой министр, мужского пола, сделал бы Францию еще сильнее и влиятельнее, но вот не повезло. Уродился таким, какой есть.

С другой стороны, если бы в наше время резервисты попали в Город женщин, в нем бы точно нашлось несколько мужчин — даже цисгендерных и белых.