В начале весны Межпарламентский союз (МПС) опубликовал ежегодный доклад, в котором отмечалось, что «участие женщин в общественной и политической жизни во многих странах никогда не было столь разнообразным, как сейчас».
Подобное заявление основано на статистических данных из 47 государств, где в прошлом году проходили выборы. В докладе указывается, что на сегодня во всем мире женщины занимают больше четверти парламентских мест – 25,8%. Впервые в истории женщины-депутаты представлены во всех странах мира.
При этом, увеличение числа женщин-депутатов в МПС сочли неудовлетворительным – с момента проведения предыдущих выборов прирост доли слабого пола в парламентах составил 2,3 процентных пункта, а это самый незначительный показатель участия женщин в политических процессах за последние шесть лет.
Генеральный секретарь МПС Мартин Чунгонг отметил, что при таких темпах потребуется еще 80 лет, чтобы достичь «гендерного паритета в парламентах мира».
В каких станах паритет уже достигнут?
Согласно исследованию МПС, лидирует в гендерном равенстве Руанда, – палата депутатов этой страны на 61,3% состоит из женщин.
На втором месте Куба, с 53,4%, далее – Никарагуа, где доля женщин в парламенте достигает 51,7%. В Мексике, Новой Зеландии, и Объединенных Арабских Эмиратах ситуация равная – 50 на 50. От 45 до 50% женщин представлены в Исландии, Коста-Рикке, Андорре, Швеции, ЮАР, Боливии, Норвегии, Сенегале и Финляндии.
При этом, еще 15 лет назад, в этом рейтинге лидировали скандинавские страны – Швеция, Норвегия, Финляндия и Дания, но максимальный показатель по числу женщин в парламенте составлял 40,4% (в шведском Риксдаге).
Процесс «выравнивания» гендерного паритета в парламентах европейских государств на сегодня уже никого не удивляет – относительно недавно, глава левого правительства Испании Педро Санчес объявил о принятии закона о равенстве женщин при занятии влиятельных должностей в политике и администрации, а также в ассоциациях и крупных компаниях. Согласно новому закону, женщины также должны составлять не менее 40% в руководстве крупных компаний с годовым оборотом от 50 млн евро.
Однако, обязательный курс на гендерное равенство успешно применяется не везде – на последних выборах в Национальную Ассамблею Франции число избранных женщин снизилось по сравнению с предыдущими выборами. Сейчас в нижней палате парламента депутатские кресла занимают 215 женщин (37,26%) и 362 мужчины (62,74%). В результате выборов в законодательные органы 2017 года в национальной ассамблее Франции насчитывалось 39% женщин.
Женская власть в России
В 2021 году, после завершения выборов в Государственную Думу Российской Федерации VIII созыва, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что одним из ключевых приоритетов ее работы станет увеличение числа женщин в российских органах власти и в парламенте России.
На сегодня доля женщин в российском парламенте составляет немногим более 25%. По словам Матвиенко, в обеих палатах Федерального собрания в ближайшие три года число женщин-политиков можно увеличить более чем в полтора раза.
«У нас <…> только одна женщина-губернатор (глава Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова. — прим. ред.) — это, считаю, неправильно», — заявила Матвиенко во время выступления на Евразийском женском форуме.
Если переходить к сухим цифрам, то на сегодня кресла депутатов российской Госдумы занимают 75 женщин (16%), а мандаты сенаторов Совфеда имеют 37 (примерно 18%).
В правительстве должности вице-премьеров, министров, их заместителей и глав федеральных агентств занимают 33 женщины (14% от общего числа чиновников этого уровня).
При этом на выборах в Госдуму в 2021 году от парламентских партий было выдвинуто 316 (21,5%) женщин по федеральным спискам и 176 (16,3%) — по одномандатным округам.
Стоит отметить, что в палате регионов представительство женщин увеличили уже в 2021 году. Как сообщила Матвиенко, — за каждую женскую кандидатуру по-прежнему приходится биться. В результате своей работы спикер рассчитывает добиться того, чтобы каждый регион в Совете Федерации представляли мужчина и женщина. Поскольку в верхней палате каждого субъекта РФ должно быть по два представителя (от исполнительной и законодательной власти), — эта идея звучит крайне реализуемо и логично.