СМИ игнорируют женщин-экспертов в России — социологи

Социологи проекта She is an expert, реализованного при участии Фонда им. Генриха Бёлля в России, Диляра Валеева из университета Левена (Бельгия) и София Докука из НИУ ВШЭ, провели исследование, выявившее дисбаланс между женской и мужской экспертизой в российских медиа. Об этом пишет издание M NEWS.

Целью исследования было определить, насколько часто женщины-эксперты фигурируют в СМИ.

«Наш проект проблематизирует недостаточную видимость женской экспертности в публичном пространстве. Мне постоянно приходится слышать о том, что все не так плохо, что женщины не обделены вниманием. И мне хотелось доказать, что люди недооценивают проблему, хотелось найти конкретные цифры», — отметила основательница проекта She is an expert Нурия Фатыхова.

В ходе исследования были проанализированы материалы более 240 русскоязычных медиа, начиная с апреля 2019 по апрель 2021 год. Выяснилось, что журналисты отечественных изданий обращаются за экспертным комментарием к женщинам гораздо реже нежели к представителям сильного пола.

Лишь в 19% статей на тему политики, экономики, образования и здравоохранения упоминались женщины-эксперты, что соизмеримо с результатом в мире в 2000 году. Тем не менее, цитаты женщин встречались только в 8% материалов на данные темы.

Фатыхова посетовала, что в целом не только в России, но и в мире женщины практически невидимы. Если они и попадают в новости, то по большей части как звезды и обычные люди, а не как авторитетные личности.

Социологи также сошлись во мнении, что выбор эксперта для публикации зависит и от пола журналиста, так девушки с большей вероятностью возьмут комментарий у женщины, чем мужчины.

Отдельное внимание в исследовании было уделено теме пандемии коронавируса. По мнению социологов, именно по представительницам прекрасного пола COVID-19 в России ударил сильнее, тем не менее, в этой сфере 80% ключевых комментариев давали эксперты-мужчины.

«<…> Получается, что при нынешнем дисбалансе за мужчинами закрепляется большинство экспертных областей. Это отражается как на выборе будущей профессии у подростков, так и на разнице в зарплатах между взрослыми мужчинами и женщинами», — отметила Диляра Валеева.

Равное представление в медиа мужчин и женщин будет способствовать более демократическому, а главное эффективному решению общественно-важных вопросов, уверены социологи.